Кредитные отношения между НБУ и коммерческими банками
Постановлением Правления НБУ № 484 от 15.12.2000 г. утверждено Положение о механизмах рефинансирования коммерческих банков Украины.
Коммерческие банки могут получать от НБУ как банка последней инстанции кредиты через кредитные аукционы (тендеры), ломбардная операции, переучет векселей на условиях двухсторонних договоров. Эти кредиты делятся на кратко-и долгосрочные. К ломбардным, как известно, относятся кредиты, полученные от НБУ под обеспечение государственных ценных бумаг, которые отвечают требованиям НБУ.
НБУ предоставляет коммерческим банкам краткосрочные кредиты в пределах средств на осуществление первичной кредитной эмиссии (выпуска в обращение платежных средств). Такие кредиты НБУ предоставляет как непосредственно, так и через свои региональные управления коммерческим банкам, которые придерживаются экономических нормативов, установленных НБУ для их деятельности, и предварительного анализа кредитоспособности банков, т.е. определения гарантий возврата кредита.
Используется также такая разновидность краткосрочных кредитов как овердрафт по корреспондентскому счету коммерческих банков в НБУ (при условии существования соответствующего соглашения).
В первой половине 2001 г. структура платежных средств, которые были выпущены в обращение НБУ для рефинансирования коммерческих банков, имела такой вид: всего выпущено в обращение платежных средств - 100%, в том числе через кредиты "овернайт" - 88,4%, кредиты , проданы на тендере - 0,8%, сделки РЕПО - 10,8% (в 1997 г. структура платежных средств для рефинансирования коммерческих банков была другая: кредитные аукционы - 38,4%, ломбардного кредитования - 37,1%, операции РЕПО - 16,4%, другие механизмы - 8,1%). Рефинансирование означает получение коммерческими банками от НБУ займов с целью предоставления кредитов своим клиентам. Главная цель рефинансирования - обеспечить надлежащую ликвидность деятельности коммерческих банков. Средняя процентная ставка по кредитам НБУ, предоставленных коммерческим банкам в первой половине 2001 г., составила 23,75% годовых, в том числе по кредитам "овернайт" - 23,98%, кредитам, проданными на тендере - 21,0%, операциями РЕПО - 22,0%.
Национальный банк может предоставлять стабилизационный кредит банка, который переведен в режим финансового оздоровления или который взял на себя долг банка, находящегося в режиме финансового оздоровления, при наличии его ходатайства и выводов соответствующего территориального управления Национального банка. Стабилизационный кредит может предоставляться банка лишь при условии его обеспечения залогом высоколиквидных активов банка-заемщика (государственными ценными бумагами, другими ценностями после осуществления экспертной оценки их стоимости, которые находятся в собственности коммерческого банка и не отягощены другими обязательствами или гарантией или порукой другого финансово стабильного банка или финансового учреждения. Осуществление банком операций по предоставлению кредитов за счет средств стабилизационного кредита не разрешается.
Правила проведения кредитных тендеров утверждаются Правлением НБУ. Тендер Национального банка - это форма удовлетворения спроса на денежные средства при рефинансировании, которая предусматривает предоставление Национальным банком кредитов банкам, и требуют поддержания ликвидности путем отбора по критериям, которые устанавливаются Национальным банком. Цена тендера - цена предоставления кредитов НБУ, сложившаяся в процессе тендера, являются предложением участника тендера процентной ставки за кредит, с которой согласился организатор тендера. Банк может подать только одну заявку на участие в тендере. Под обеспечение кредита банк может предложить только однородную залог (или государственные ценные бумаги, или векселя). Не разрешается предложение различных видов обеспечения в одной заявке
Ответственность за возврат кредитов и процентных выплат по ним в указанный срок возлагается на банки-покупателей, что оговаривается в кредитном договоре, а контроль за своевременное их возвращение - на региональные управления НБУ. Приобретенные на тендере кредиты не должны приводить к нарушению установленных для деятельности коммерческих банков экономических нормативов и не подлежат пролонгации.
В Украине делались попытки использовать механизм рефинансирования коммерческих банков со стороны НБУ для стимулирования отечественного народного хозяйства. Так, в 1995 г. НБУ проводил целевые кредитные аукционы по продаже кредитных ресурсов коммерческим банкам для государственной кредитной поддержки тех отечественных предприятий, которые осуществляли структурную перестройку и санацию производства, наращивали объемы выпуска и реализации продукции, осуществляли закупку товаров украинских производителей для последующей реализации потребителям. К сожалению, эти меры с кредитной поддержки отечественных товаропроизводителей не дали необходимого эффекта.
При предоставлении ломбардного кредита коммерческий банк передает на временное пользование в НБУ ценные бумаги. Сумма кредита зависит от двух основных факторов: стоимости государственных ценных бумаг и сроков их погашения.
Ломбардным кредитам является важным инструментом рефинансирования коммерческих банков. Это заем, обеспечена государственными ценными бумагами (в данном случае). Ломбардным кредитам могут получать коммерческие банки, деятельность которых отвечает установленным НБУ требованиям (получивших лицензию на осуществление банковской деятельности; придерживаются установленных НБУ экономических нормативов, нормативов обязательных резервов, правил ведения бухгалтерского учета и не имеют просроченной задолженности по кредитам НБУ).
Ломбардным кредитам по поручению НБУ могут предоставлять региональные управления Национального банка Украины, в которых открыты корреспондентские счета коммерческих банков. Срок погашения государственных ценных бумаг не должен приходиться на срок пользования ломбардным кредитом.
Рефинансирование коммерческого банка в виде ломбардного кредита осуществляется на основании кредитного договора, заключаемого между данным банком и региональным управлением Национального банка Украины по поручению НБУ на основании заявления заемщика.
После наступления срока погашения ломбардного кредита региональное управление НБУ взимает сумму предоставленного займа с корреспондентского счета коммерческого банка в порядке, установленном кредитным договором. В случае отсутствия или недостаточности средств на корреспондентском счете коммерческого банка остаток задолженности по ломбардным кредитам и проценты по нему погашаются за счет средств от реализации НБУ ценных бумаг, предоставленных ему под обеспечение в соответствии с действующим законодательством. Сразу же после погашения ломбардного кредита и процентов за его пользование коммерческий банк получает право проводить свободные операции с заложенными ранее государственными ценными бумагами.
В обеспечение ломбардного кредита принимаются государственные ценные бумаги, которые считаются на балансе коммерческого банка и которые временно передаются Национальному банку. В качестве обеспечения ломбардного кредита принимаются государственные ценные бумаги, включенные в список ломбардных НБУ.
НБУ ежеквартально определяет предельную сумму ломбардного кредита и устанавливает лимиты для региональных управлений НБУ. Ломбардным кредитам предоставляется по ломбардным процентной ставкой, которую устанавливает Правления НБУ в зависимости от ситуации на национальном денежно-кредитном рынке.
Важным инструментом рефинансирования отечественной банковской системы являются операции РЕПО - сделки по продаже государственных ценных бумаг с обязательством последующего их выкупа.
Постановлением Правления НБУ № 204 от 29.05.2001 г. утверждено Положение о порядке осуществления Национальным банком Украины с банками операций РЕПО. Участниками операций РЕПО могут быть банки, имеющие лицензию на осуществление банковских операций и письменное разрешение Национального банка на осуществление операций по поручению клиентов или от своего имени, депозитарную деятельность и деятельность по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг. Другие ограничения на участие в операциях РЕПО не устанавливаются.
Постановлением Правления НБУ № 499 от 07.10.1999 г. было утверждено "Положение о депозитный сертификат Национального банка Украины". Депозитный сертификат Национального банка Украины - это один из монетарных инструментов, которые являются долговыми ценными бумагами НБУ в бездокументарной форме, который удостоверяет размещение в Национальном банке Украины средств коммерческих банков и их право на получение внесенной суммы и процентов после окончания установленного срока.