Кредит в международных экономических отношениях

Международный кредит - это движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений. Международный кредит означает кредитные отношения между государствами, банками и предприятиями (фирмами) различных стран. В основе международного кредита - передача денежных (валютных) или товарных ресурсов из одной страны в другую страну на основе принципов кредитования. Необходимость использования международного кредита определяется потребностями углубление международного разделения труда и развития свитогосподарських связей.

Субъектами международного кредита являются государственные структуры, банки, международные и региональные валютно-кредитные организации, предприятия (фирмы) и другие юридические лица, отдельные граждане, кредиторами и заемщиками - представители разных стран. В зависимости от субъектов международных кредитных отношений выделяют: кредит между предприятиями (фирмами) различных стран; банковский кредит в международной торговле; межгосударственные (правительственные) кредиты; кредиты международных и валютно-финансовых организаций.

Международный кредит в современных условиях обслуживает широкий круг свитогосподарських связей: международную торговлю, инвестиционные процессы, регулирования платежных балансов и внешнего долга разных стран и т.п.

Среди международных кредитных организаций центральное место занимают Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Когда МВФ начинал свою деятельность (март 1947 г.) в его составе было только 39 государств; сегодня их уже около 180. Датой вхождения Украины в состав МВФ считается С сентября 1992 г. Одновременно с МВФ был учрежден Всемирный банк (традиционное название - Международный банк реконструкции и развития). Деятельность Всемирного банка непосредственно связана с международным кредитом - предоставлением долгосрочных займов странам-участницам для содействия развитию их экономики. Членами Всемирного банка могут быть только страны, которые вступили в МВФ. ЕБРР создан в 1991 г. с целью помочь странам Центральной и Восточной Европы перейти от централизованно-плановой экономики к рыночной.

Международный кредит по своему характеру разделяется на денежный и товарный. При предоставлении займов в денежной форме объектом займа выступают международные платежные средства, свободно конвертированы национальные валюты. Товарная форма международного кредита связана с коммерческим или фирменным кредитом - товары предоставляются предприятиями (фирмами) различных стран с отсрочкой платежа.

Можно считать, что существуют три основные виды международного кредита:

  1. 1) государственный кредит, который предоставляется на двусторонней и многосторонней основе, включая займы международных организаций;
  2. 2) банковский кредит, связанный с кредитными отношениями между банками разных стран;
  3. 3) коммерческий кредит, который непосредственно обслуживает внешнюю торговлю и услуги предприятий (фирм).

>

С формированием международных рынков капиталов связано превращение крупнейших национальных банков ведущих стран мира в транснациональные банковские компании, образование постоянных банковских консорциумов или синдикатов. В основе процентной ставки, которую платят за международным кредитом заемщики, лежит сегодня межбанковская процентная ставка; зависимости от того, какие банки входят в международный банковский синдикат, это может быть или Лондонская межбанковская процентная ставка (ЛИБОР), или Парижская (ШБОР), или Сингапурской (СИБОР).

Международный коммерческий кредит - это ссуда, предоставляемая предприятием (фирмой), как правило, экспортером одной страны импортеру другой страны в виде отсрочки платежа. Коммерческий кредит во внешней торговле сочетается с авансовым расчетам по товарным операциям, использованием векселей и товарных аккредитивов. Для современного процесса внешнеторгового кредитования характерным является взаимосвязь коммерческого и банковского кредита.

С экономической истории хорошо известна такая система государственных займов в сфере международного кредитования как ленд-лез. Закон о ленд-лез был принят Конгрессом США по предложению президента Ф. Рузвельта 11 марта 1941 Ленд-лез - это система передачи США другим странам-союзникам, в том числе и бывшем СССР, в период второй мировой войны 1939-1945 гг. в заем или аренду оружия, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия, различных товаров и услуг. На основе двусторонних государственных соглашений были установлены основные принципы регулирования расчетов по ленд-лизом: военная техника и материалы, израсходованные во время войны, не подлежат оплате; имущество, которое осталось после войны и пригодное для гражданских целей, должно оплачиваться в порядке погашения долгосрочного кредита.

После второй мировой войны межгосударственный кредит использовался для предоставления государственных кредитов и финансовой помощи США странам Западной Европы для возрождения их разрушенного войной народнохозяйственного потенциала (речь идет о так называемый "план Маршалла"). В "плане Маршалла" согласились принять участие 16 европейских стран, в том числе Великобритания, Западная Германия, Италия, Франция и другие. В течение четырех лет действия "плана Маршалла" Конгресс США выделил правительствам западноевропейских стран 13 млрд. долларов, 2 / 3 из которых были потрачены на закупку американских товаров.

В современных условиях наиболее распространенной системой межгосударственного кредита является программа "8иапси-Ьу", которая предоставляется странам - членам МВФ для поддержки их экономических программ на 1-1,5 года несколькими порциями (траншами), как правило, ежеквартально, при условии, что страна - заемщик придерживается заложенных в соглашении договоренностей.

С 1993 г. МВФ ввел еще один вид межгосударственного кредитования - так называемый механизм финансирования системных преобразований. Кредиты в рамках этого механизма предоставляются государствам, имеющим трудности в сфере платежного баланса из-за нарушений в традиционной системе внешней торговли и связанных с нею расчетов, в частности перехода от нерыночных к рыночным ценам.

Для того чтобы получить заем МВФ правительство государства - члена этой организации должен письменно изложить цели своей экономической политики, макроэкономические прогнозы, мероприятия в области структурной, налогово-бюджетной, денежно-кредитной и валютной политики на ближайшие двенадцать месяцев.

ЕБРР предоставляет в Украине финансовую поддержку частным и приватизированным коммерческим предприятиям (фирмам), а также тем государственным предприятиям, которые помогают созданию необходимой инфраструктуры для развития частного сектора экономики (энергетика, транспорт, телекоммуникации и т.п.). Украина является одним из акционеров ЕБРР.

В случае неэффективного использования кредитов обостряется проблема внешнего долга, на обслуживание которого государству приходится тратить значительные валютные средства. Внешний долг - это финансовые обязательства государства (внешние займы и неоплаченные по ним проценты) в отношении иностранных кредиторов; это задолженность определенной страны, подлежащая уплате в установленные сроки, международным валютно-финансовым организациям, правительствам других стран и их центральным банкам, частным банкам .

Рост внешнего долга постоянно побуждает государство к осуществлению дефолта. Дефолт - это непогашения в срок внешних обязательств, а также введение условий обмена государственных ценных бумаг, которые являются менее благоприятными для иностранных инвесторов, чем предыдущие. По структуре внешнего долга различают: во-первых, долг по срокам, сроками оплаты, во-вторых, долг за валютой, денежными единицами; в-третьих, долг по источникам образования - задолженность государственным, международным или частным институтам. На основании договоренностей между странами проводится реструктуризация внешней задолженности.