Механизм коммерческого кредита
Механизм проведения коммерческого кредита довольно сложен по своему содержанию и структуре.
Традиционный механизм коммерческого кредита предусматривает проведение вексельного кредитования. Плательщик (заемщик) предоставляет поставщику (кредитору) коммерческий вексель, в номинальную стоимость которого входит цена товара (работы, услуги) и проценты за предоставленный кредит. При этом поставщик предоставляет плательщику право погашать платежи частями и в течение определенного времени (т.е. в рассрочку).
На практике, как уже отмечалось выше, может использоваться и механизм коммерческого кредитования без оформления займа векселем.
В деформированное экономике при предыдущий оплате продукции возникает такой специфический вид коммерческого кредита, как кредит покупателя. Его механизм характеризуется предоставлением коммерческого кредита покупателями поставщикам путем авансованих платежей (покупных авансов).
В развитых странах с 40-50-х годов XX ст. получил распространение новый механизм коммерческого кредитования, основой которого является предоставление кредита продавцами покупателям путем простых записей стоимости проданных в кредит товаров по открытым счетом.
Современный механизм коммерческого кредита характеризуется сочетанием мижфирмових расчетов и кредитования по открытым счетом. Такие расчетно-кредитные отношения (так называемый фирменный кредит) особенно активно используются в международных экономических связях.
В отличие от традиционного современный механизм коммерческого кредита отражает принципиально новый уровень кооперационных промышленных отношений: расширение прямых долгосрочных хозяйственных связей, охватывающих все большее количество предприятий (фирм), которые попеременно выступают в роли продавцов и покупателей. Вексельная форма коммерческого кредита в этих условиях теряет свой экономический смысл. Возникает необходимость регулярного осуществления взаиморасчетов между предприятиями (фирмами) за взаимными (встречным) и товарными поставками путем сочетания кредитования и расчетов по открытым счетом.
Распространен в мировой экономике и внутришньокорпорацийний коммерческий кредит, который предоставляется транснациональными корпорациями (ТНК) своим филиалам в виде рассрочки платежа за товарные поставки.
Современные виды коммерческого кредита более простые по технологии осуществления. Вексельные же операции являются трудоемкими и сложными по своему содержанию.
Современный механизм коммерческого кредита включает в себя систему "Сконто", то есть торговые скидки с покупной цены товаров. "Сконто" используется при оплате стоимости товаров в течение определенного срока после выписки счетов, заранее оговаривается в контрактах.
Производители (продавцы) постоянно ищут новые механизмы и технологии коммерческого кредита, чтобы обеспечить бесперебойную реализацию своих товаров (услуг, работ). Конкретные условия коммерческого кредитования зависят от конъюнктуры определенного товарного рынка. Так, на мировом рынке с расширением экспорта машин и сложного оборудования новым явлением стало удлинение сроков их коммерческого кредитования. Долгосрочные кредиты в таком случае предоставляемых продавцом покупателю на основе банковских гарантий.
К нетрадиционных механизмов коммерческого кредита в хозяйственной практике относят кредитования по контракту типа "франчайзинг". Франчайзинг - это финансово-кредитная операция, связанная с обеспечением прибыльной деятельности малого бизнеса; это лицензия крупного и известного предприятия (фирмы) мелкому предпринимателю на продажу продукции или оказание услуг под его маркой (товарным знаком).
Плата за лицензию (франшизу) может быть прямой - в виде определенной денежной суммы (роялти) или косвенной - в форме обязательства покупать те товары или услуги, с которых владелец лицензии имеет коммерческий интерес. В Украине успешно действуют такие франчайзинговые сети, как "Кока-кола", "Кодак-Экспресс", "Дока-Пицца" и др.
Одним из новых видов коммерческого кредита является форфеитинг, который используется для кредитования внешнеторговых операций. Форфеитинг - это кредитование экспортера путем покупки векселей или других долговых обязательств; это специфический метод трансформации коммерческого кредита в банковский.
Продавцом при форфейтингу выступает экспортер, который поставил товар и стремится инкасуваты расчетные документы импортера с целью получения денег. Покупателем (форфейтером), как правило, является банк или отдельная специализированная фирма. Форфейтер берет на себя долговые обязательства импортера за минусом процентов на весь срок, на который они выписаны.
Совершенствование механизма коммерческого кредита направлено на наиболее стимулирование продажи (реализации) товаров (услуг, работ).