Банки: от государственного контроля к коммерческому кредитованию

Когда ГуоСюкинь был в спешном порядке возведен на высший пост в государственном Строительном банке Китая (СБК) он с удивлением обнаружил, что правление банка почти не играло никакой роли в руководстве бизнесом.

Гуо, занимавший ранее различные должности в финансовых ведомствах, быстро восстановил роль правления банка. Он даже пошел на такой смелый шаг для китайских реалий: открыто заявил, что отодвигает комитет партии на задний план. “Партия – не является коммерческой организацией, – сказал Гуо в одном из интервью. – В банке существовала ошибочная практика, и мы проводим ряд изменений”.

Разногласия относительно роли партии – это отражение более масштабной борьбы по превращению впервые за полстолетия банков Китая в настоящие коммерческие структуры, свободные от политического давления и способные самостоятельно решать, кому предоставлять кредиты. “Государство и общественность считают, что финансовая реформа – основной приоритет страны” – говорит Гуо.

Иностранцы – не только наблюдатели этих радикальных реформ. Банк Америки недавно объявил, что готов выложить 3 млрд. долл. за 9% акций СБК; это станет вообще крупнейшим инвестиционным вкладом в китайскую компанию и будет осуществлено еще до того, как в этом году СБК развернет первичную продажу ценных бумаг на зарубежных биржах. Банк Китая (БК) и Промышленно-торговый банк Китая (ПТБК) также ведут переговоры с международными учреждениями об инвестировании еще до запланированных первичных выпусков ценных бумаг. Сельскохозяйственный банк Китая, положение которого несколько хуже, чем у других входящих в “большую четверку” банков, также вынашивает подобные, но более долгосрочные планы. В целом в руках этих четырех банков находится 55% банковских активов страны.

При поощрении центрального правительства около десятка зарубежных структур, таких как “Citibank”, “HSBC”, “StandardChartered” и “ING”, купили доли акционерного капитала у ряда китайских кредиторов, главным образом городских коммерческих банков.

Экономический подъем Китая превратил банковскую реформу в битву глобального значения. Неспособность наладить работу банковского сектора, в конечном счете, стала бы серьезным тормозом для китайской экономики, утверждая кредитование неэффективных предприятий за счет тех, кто может расти и совершенствоваться. Длительное замедление роста Китая лишило бы глобальную экономику огромного стимула развития. Это могло ударить и по международным ценам на товары, которые резко поднялись в результате китайского спроса, и ослабить экспорт, в первую очередь из Японии и Юго-Восточной Азии, что привело бы к переоценке ситуации со стороны зарубежных инвесторов, играющих огромную роль в экономике Китая.

Ввиду слабого развития на местах фондовых бирж и фактически почти полного отсутствия рынка облигаций китайский бизнес – как частный, так и государственный, становится все более зависимым в получении капитала от банков. В I кв. с. г. китайский бизнес полагался на банки в 99% его официальных фондов по сбору средств, что, по данным Народного банка Китая – центрального банка страны, является самым высоким показателем, по крайней мере, за последнее десятилетие. Отсутствие альтернативных возможностей сбора средств означает, что многие частные компании, стимулирующие рост современной экономики Китая, занимают средства для начальной финансовой деятельности у “подпольных” банков, сдирающих с них высокие проценты.

Даже когда такие компании испытывают серьезные трудности, неспособность или нежелание местных менеджеров банков понять их трудности и выстроить с ними нормальные отношения делает многие частные компании зависимыми в деле получения средств от нераспределенных прибылей.

Китай нуждается также в ориентированных на коммерцию банках в предвкушении полного открытия своих банковских и страховых рынков перед иностранными конкурентами, что произойдет, по условиям вступления Китая во Всемирную торговую организацию, в 2007 г. Если этого не случится, то банки могут стать причиной все более напряженных отношений Китая с США и Европейским союзом. Из Вашингтона уже раздаются голоса, что дешевый кредит, предоставляемый государственным отраслям промышленности не по экономическим, а политическим причинам, дает им необоснованные преимущества.

В течение многих лет китайские банки были лишь рычагом государственной политики в области развития промышленности и найма, предоставляя кредиты на основе определяемых центром квот, без особого учета финансового состояния заемщика. Заемщики, в свою очередь, относились к деньгам скорее как к оборотному капиталу, а не как к займам, по которым необходимо платить. Всего 6 лет назад крупнейший в стране Промышленно-торговый банк Китая имел 50%-ное отношение суммы ссуд к депозитам.

За последние годы ситуация коренным образом изменилась. Приглашение иностранцев к инвестированию, наряду с запланированными зарубежными листингами, создают ситуацию, нацеленную на трансформацию деятельности китайских банков. Главный контролирующий орган – Банковская комиссия по регулированию, созданная в качестве независимого органа всего 3 года назад, разработала жесткие нормативы адекватности в сфере капитала, указав, что просроченные кредиты должны быть обязательно погашены в течение последующих полутора лет.

Глава регулирующего органа ЛюМинькань заявил: “Впервые за всю банковскую историю Китая банки оснащены средствами для измерения деятельности отдельных отраслей индустрии. Ранее они лишь измеряли рыночную долю и рост депозитов. На этот раз мы говорим: “Мы будем оценивать вашу деятельность по меркам скорректированного с рисками возврата капитала, а также взвешенных средних расходов капитала”.

По мнению Н. Ларди из вашингтонского Института международной экономики, политику государства “можно признать очень верной”, но добавляет: “В итоге главное то, как эта политика будет воплощаться в жизнь”.

По одним меркам – жесткий персональный отбор и закрытие отделений ради повышения доходов – “большая четверка” действует весьма успешно. 5 лет назад в штате ПТБК было 500 тыс. человек. С тех пор закрыта половина из 40 с лишним тысяч отделений и сокращено 130 тыс. человек. ЦзяньЦзянкинь, председатель правления банка, считает, что у него по-прежнему слишком много служащих, но ссылается на политическую корректность при ответе на вопрос, как он намеревается сокращать персонал и далее. “Это – вопрос, на который я меньше всего хочу давать ответ, – говорит он. – Но мы сможем постепенно решить проблему комплектования с помощью отправки в отставку”.

Такие же чистки проводят и другие банки. Ларди отмечает, что “большая четверка” в поисках путей повышения заработков совместными усилиями снизила число своих отделений со 160 тыс. в 1997 г. до 80 тыс. в 2003 г.

На осуществление реформы правительство Китая инвестировало значительные средства налогоплательщиков. Для рекапитализации СБК, БК и ПТБК до начального выпуска ими ценных бумаг в эти банки с конца 2003 г. было вложено 60 млрд. долл. наличными, взятых из валютных резервов Китая. Еще 2 трлн. 179 млрд. юаней не погашенных в срок ссуд списаны с бухгалтерских книг “большой четверки” после 1999 г. и переданы компаниям, занимающимся управлением долгами.

Благодаря системе управления долгами произошло резкое уменьшение пропорции не погашенных в срок ссуд, что является показателем готовности банков продавать акции зарубежным инвесторам. В случае с ПТБК это соотношение снизилось с 47,5% в 1999 г. до 19% в конце 2004 г. и будет сокращаться и далее. Соотношение не погашенных в срок ссуд полученным ссудам, видимо, вновь поднимется в ближайшее время у большинства банков в связи со взлетом кредитования в Китае в 2002 и 2003 гг., однако не до прежних уровней. ПТБК утверждает, что на погашение в срок ссуды составляют среди выделенных с 1999 г. кредитов всего 1,6%.

Акцент на платежеспособности и усиление контроля центрального правительства за кредитованием с целью замедления роста отдельных секторов экономики уже приводит к замедлению темпов кредитования. После взлета в 2003 г. на 20% по сравнению с 2002 г. темпы роста кредитования снизились в 2004 г.. до 14%, а к апрелю 2005 г. – до 12,5%.

Видимо, самым важным является способность головных офисов коммерческих банков в Пекине контролировать разветвленную систему своих отделений. В прошлом головные офисы плохо знали, что происходит в их филиалах, да и не имели возможности влиять на них. Трудности управления такой огромной системой стали очевидны, когда были вскрыты крупные хищения в местных отделениях банков, виновниками которых были работники этих учреждений. С сентября 2004 г. 50 с лишним сотрудникам СБК было предъявлено обвинение в хищении в четырех судебных исках на общую сумму в 760 млн. юаней. По сообщениям местной прессы, один менеджер из БК исчез со 100 млн. долл. наличными, а 69 человек, в том числе 29 работников банка, были обвинены в попытке выкрасть 894 млн. долл. из отделения ПТБК в южном Китае.

Гуо усматривает в этих скандалах и положительный элемент, отметив, что лишь “прогресс в области банковской реформы сделал эти аферы достоянием гласности”. Он подчеркнул, что местные менеджеры по-прежнему слишком независимы от головных офисов и находятся под постоянным нажимом, чтобы удерживать на плаву местные предприятия, не снижая темпов развития и обеспечивая занятость. “Как в США и в Великобритании, –отмечает Гуо, – когда предполагается закрытие предприятий, местная власть, как правило, возражает против этого”.

В ближайшее время управляющие банков перейдут на оплату в зависимости от полученных результатов; это будет стимулировать их к созданию прибыльного бизнеса. Доходы от комиссионных услуг в ПТБК, например, от кредитных карточек и управления активами, выросли за 4 года в 7 раз. Они приносят в настоящее время почти 10% всех доходов, что в 2 с лишним раза выше, чем в 2001 г.

Одной из проблем, решаемых китайскими банками, является размер рынка и их доминирующая доля на нем. “Если в ближайшие 20 лет китайская экономика будет расти нынешними темпами, то ВВП Китая возрастет в 4 раза”, – считает председатель правления ПТБК Цзянь. Для банков открываются огромные потенциальные возможности роста.