Когда приходят кредиты

Как отметил еще в 2000 году Стэнли ФИШЕР (Stanly FISHER), исполняющий обязанности директора-распорядителя Международного валютного фонда: "Редко бывали случаи, когда так много стран меняли экономическую политику одновременно"

Что же является драматически важным с точки зрения специалистов по международным финансам для того, чтобы считать условия для полномасштабного кредитования сложившимися?

Невысокий уровень инфляции и разумная налогово-бюджетная политика, находящая поддержку у значительной части населения и у политической элиты, также оценивается экспертами положительно.

Далее следуют либерализация внутреннего рынка (в том числе валютного) и отказ от основных элементов государственного централизованного управления экономической деятельностью.

Кроме того, как подчеркивалось в разное время в обзорах МВФ и Европейского банка реконструкции и развития, наличие в России современного Центрального банка и платежной системы позволяет добавить нашей финансовой системе еще несколько баллов.

Сегодня для сохранения положительного тренда в развитии российских финансов требуется несколько базовых условий. Одно из важнейших - рост объема производства, а также связанное с ним улучшение положения в налогово-бюджетной сфере и финансовая стабильность. Аналитики, как отечественные, так и зарубежные, неустанно говорят и о том, что для успешного развития нужно ускорить структурные реформы, в первую очередь - естественных монополий. Назрела реформа налогообложения и государственных расходов.

Все эти изменения - не самоцель. Они необходимы для улучшения инвестиционного климата и для отечественных, и для иностранных инвесторов. Отметим, что российские капиталы, долго находившиеся "в эмиграции", пока возвращаются к нам не столько в силу "глобального потепления" инвестиционного климата, сколько по причине растущей непопулярности офшорной модели реэкспорта финансов. Вообще всемирная борьба с террором ныне привела к тому, что даже такие, казалось бы, незыблемые гавани, как Кипр стремятся изменить правила игры всторон большей прозрачности и открытости. Для России это момент очень положительного для экономики совпадения национальных интересов в финансовой и политической сферах. Отечественные капиталы становятся, пусть и не совсем по своей воле, "патриотичнее", оборачиваясь инвестициями - иногда именно в тот сектор, откуда они вышли (среди примеров - и ресурсные, и транспортные, и телекоммуникационные компании). А, как известно, за ростом инвестиций следует рост производства.

Есть еще и то, что принято довольно расплывчато именовать "мерами в области корпоративного управления". Проще говоря, России крайне срочно нужно оздоровление самой философии менеджмента, которое, вероятно, как и борьба с разрухой в цитате из Михаила БУЛГАКОВА, должно начаться "в головах".

Расхожим стало мнением, что ни зарубежные финансовые институты, ни отечественные компании "не заинтересованы в улучшении качества жизни населения России". Однако с подобным утверждением позволительно не согласиться. Во-первых, среди негативных факторо отечественной реальности те же специалисты МВФ и ЕБРР постоянно упоминают невысокий уровень доходов и сокращение продолжительности жизни граждан РФ. Во-вторых, укрепление системы социальной защиты будет проводиться на корпоративном уровне еще и потому, что демографическая ситуация в стране требует все более бережного отношения к тому, что принято называть humanresources, или "человеческим капиталом".

Обычно "вялотекущий" характер реформы сельского хозяйства как такового и прав собственности на землю упоминается международными экспертами в числе главных препятствий к усилению кредитной активности российских и зарубежных финансовых институтов в соответствующем сегменте экономики. Однако я бы не стал придавать этому фактору столь важного значения. Дело в том, что, во-первых, Россия - держава преимущественно индустриальная (а в наиболее передовых отраслях уже сейчас у нас есть даже ростки постиндустриального уклада). А во-вторых, инвестиции в сельское хозяйство, на мой взгляд, сдерживаются не столько субъективными факторами, сколько объективными. А именно рискованным характером земледелия на большей части территории страны. Здесь скорее более важны страховые гарантии для агробизнеса - при этом безразлично, будут такие гарантии частными или государственными (хотя первые, конечно, выгоднее для бюджета).

Именно успехи в перечисленных областях способны создать условия для продолжения устойчивого роста, что и позволит и бизнесу, и гражданам с наибольшей полнотой реализовать свои возможности.