Иностранные кредиты в экономике Украины

Иностранные кредиты осуществляют положительное влияние на развитие экономики Украины, если они привлекаются для решения проблем ее рыночного реформирования: осуществление реструктуризации народного хозяйства, модернизации технологического базиса предприятий (фирм), развития экспортного потенциала, насыщения внутреннего рынка товарами народного потребления и т.д. Иностранные кредиты, которые берутся только на погашение дефицита государственного бюджета, зачастую не улучшают социально-экономическую ситуацию.

Крупнейшие иностранные кредиты Украине предоставляет МВФ. Они направляются, как правило, на пополнение валютных резервов и стабилизацию функционирования денежно-кредитной системы страны. Так, МВФ, с условием, что будет ускорена приватизация и экономическое реформирование в целом (на этих условиях предоставляет кредиты и Всемирный банк), предоставил Украине системную Трансформационное заем (8ТГ) в 2 транша в течение 1994-1995 гг и резервный кредит (8иапси - Ьу) в 5 траншей.

В Украину поступают займа Европейского Союза (ЕС), которые теперь предоставляются в евро, в основном для покрытия дефицита государственного бюджета.

Важное место в экономике Украины занимают кредиты ЕБРР, главная цель которых - кредитование малого и среднего бизнеса. Как правило, финансовые условия кредитов ЕБРР (проценты, сроки погашения, льготный период и т.д.) более жесткие, чем условия Всемирного банка и МВФ.

Обслуживание кредитных линий ЕБРР для малого и среднего бизнеса осуществляло пять отечественных коммерческих банков-участников: Приватбанк, Укринбанк, Укркредитбанк, "Аваль" и "Ва-банк". Получить займы малые и средние предприятия могут непосредственно у банка-участника. Эти коммерческие банки должны тщательно подходить к выбору заемщиков, для этого существует целая система критериев подбора.

Особое место, с точки зрения развития отечественного производства, занимают кредитные линии иностранных финансовых ресурсов, открытых под гарантии правительства и НБУ за межгосударственными и межправительственными договоренностями с зарубежными странами и ЕС. Наибольшую долю в открытых кредитных линиях иностранных государств и их региональных экономических объединений под гарантии и другие государственные обязательства в Украине составляют средства Германии. Эти кредиты идут на закупку товаров у иностранных производителей. Кредиты за межгосударственными кредитными линиями в основном товарными, то есть отечественные предприятия-заемщики получают кредит в виде товаров, сырья, оборудования и услуг.

Безусловно, наилучший вариант, чтобы иностранные кредиты направлялись на развитие национального производства, а их средства использовались на покупку товаров у отечественных товаропроизводителей.

Специфической формой международного кредитования Украины стала реструктуризация долгов за энергоносители из России и Туркменистана. В 1996 г. долг России был уменьшен на 450 млн долларов США перечислением этой суммы в качестве компенсации за вывезенную ядерное оружие.

Относительно структуры внешних заимствований, то в ней в последние годы увеличивается доля кредитов, Негарантированное государством.

Привлечение внешних кредитных ресурсов под гарантии Правительства Украины и НБУ является вынужденным шагом. Через экономическую нестабильность в нашем государстве зарубежные банки, как правило, не рискуют иметь дело с украинскими предприятиями на основе прямых связей.

Иностранные кредиты привлекаются в Украину под гарантии Кабинета Министров украинскими предприятиями, способными обеспечить их полную валютную окупаемость. Однако часто возникают проблемы по выполнению обязательств отечественных заемщиков перед иностранными кредиторами и государством. Ухудшение финансового состояния украинских предприятий уменьшает их возможности своевременно обеспечить выполнение взятых ими обязательств по иностранным кредитам, гарантированным правительством. В случае возникновения просроченной задолженности за кредиты платежи осуществляются за счет государственного бюджета.

Чтобы минимизировать риск переноса внешних долгов заемщиков на государственный бюджет, в мае 1997 г. постановлением Кабинета Министров Украины № 414 была определена новая процедура предоставления государственных гарантий обеспечения обязательств украинских заемщиков за иностранными кредитами.

Решение о предоставлении юридическим лицам - резидентам Украины права использования иностранных кредитов, которые привлекаются Украиной, принимаются на заседании Кабинета Министров по представлению Валютно-кредитного совета и оформляются постановлением правительства. Гарантии Кабинета Министров предоставляются независимо от форм собственности юридических лиц-резидентов. Эти гарантии предоставляются для обеспечения обязательств отечественных предприятий относительно погашения иностранных кредитов, которые привлекаются в форме:

- Кредитов (кредитных линий, предоставленных Украине иностранными государствами, международными финансовыми организациями и иностранными банками в соответствии с международными договорами Украины;

- Межбанковских кредитных линий, оформленных по решению правительства Государственным экспортно-импортным банком (Укрэксимбанком) или другими банками - агентами Кабинета Министров Украины с иностранными банками и международными финансовыми организациями; кредитов в иностранной валюте, предоставляемых международными финансовыми организациями, иностранными банками, финансово-кредитными и другими учреждениями, фирмами и организациями в соответствии с международными договорами Украины при условии обслуживания указанных кредитов банками-агентами.

Начиная с сентября 1999 г. и по декабрь 2000 г. Украина не получала кредитов от МВФ и других международных финансовых организаций, поэтому потребности во внешнем финансировании удовлетворялись в основном за счет прямых иностранных инвестиций и привлечения долгосрочного капитала в форме долгосрочных Негарантированное правительством кредитов.

Почти половина привлеченного иностранного капитала принадлежит инвесторам из пяти стран: США, Нидерландов, России, Великобритании, Германии. Весьма значительными являются объемы инвестиций в Украину из оффшорных зон.

Иностранные кредиторы расценивают риск работы в современной украинской экономике как высокий; отсюда - серьезные требования к заемщикам. В перспективе Украина должна получать иностранные кредиты без правительственных гарантий. Когда зарубежные банки будут предоставлять ссуды на основе прямых контактов с украинскими предприятиями, гарантийные обязательства государства станут ненужными.

Для повышения эффективности иностранных кредитов в Украине необходимо дальнейшее совершенствование организации привлечения, использования и погашения займов, ограничения и продвижения-ва отказ от иностранных кредитов на покрытие дефицита бюджета, когда дефицит образуется не за счет расширения инвестиций; обеспечение несвязанного характера кредитов, чтобы займа стимулировали национальное производство, а не использовались для импорта товаров и т.п.