Кредитование в беднейших странах

В богатых странах мира финансовые структуры работают в целом хорошо. Большинство населения имеет доступ к сберегательным счетам, приносящим проценты; к ипотечным кредитам, предоставляемым по разумным процентным ставкам; к потребительскому кредиту; к страхованию с уплатой взносов в зависимости от возможных рисков; к дешевым способам денежных переводов и к многочисленным источникам капитала для финансирования бизнеса.

. Не имея надежных мест для вложения накопленных средств, бедные люди прячут их или покупают скот, который может пасть, или же тратят их на драгоценности, которые могут украсть и которые трудно будет при необходимости продать. Редко предоставляется возможность страхования жизни или собственности. Кредиты на покупку домов дорогие, если их вообще удастся найти. Для многих людей единственным источником кредитования являются ломбарды или ростовщики, которые взимают немыслимо высокие проценты, а то и физически расправляются с клиентами, не погасившими вовремя кредиты. На Филиппинах кредиторы носятся из города в город на мотоциклах и рассчитывают на получение 6 песо на каждые выданные 5.

Для рабочих из бедных стран, отважившихся отправиться за границу в поисках заработка, переводы денег домой становятся весьма дорогим занятием. Это важная статья дохода во многих развивающихся странах, превышающая другие потоки капиталов из-за границы, например, прямые зарубежные инвестиции и многостороннюю помощь. Но если деньги и посланы, например, из США в Венесуэлу, то пошлины, по данным Д. Ратхи из Всемирного банка, могут достигать 34% от суммы перевода.

Почему же людей так плохо обслуживают? Напрашивается ответ, что у людей, имеющих мало денег, не может быть надежных клиентов для предоставления сложных финансовых услуг. Но это в лучшем случае полуправда. Более верное объяснение заключается в том, что люди страдают от плохой работы рыночных и регулирующих структур. К счастью, такие недостатки могут быть устранены и все чаще уже устраняются.

В большинстве развивающихся стран барьеры на пути предоставления людям финансовой помощи совершенно объяснимы. Инфляция весьма высока и не всегда предсказуема; правительство зачастую некомпетентно, а необходимая юридическая основа для финансовых услуг нередко отсутствует. Законы о собственности не дают возможность бедным заемщикам использовать такие активы, как собственные дома в качестве залога для получения кредита.

В прошлом многие страны ставили ростовщичество вне закона; в настоящее время также в целом ряде исламских стран запрещается взимание процентов. Правительства развивающихся стран часто вводят верхние пределы на процентные ставки, взимаемые с кредитов бедному населению. Несмотря на положительное отношение к этому самого населения, такие ограничения подрывают прибыльность кредитования и тем самым снижают возможности получения займов.

Доверие бедного населения к финансовым услугам, которые оказываются, подрывается из-за неполного и хаотического регулирования финансовых институтов. Когда люди находят учреждение, которое готово принять их небольшие вклады, оказывается, что оно, в отличие от ситуации в богатых странах, не имеет государственного страхования вкладов, в результате чего, если банк разоряется, то вкладчики лишаются своих средств. Так, индонезийский “PT BankDagangBali”, известный обслуживанием небогатых клиентов, был закрыт в 2004 г., после того как обнаружилось, что он неплатежеспособен и погряз в мошенничестве. Многие вкладчики так и не получили назад своих денег.

Коррупция – обычное дело во многих развивающихся странах. Недавно проведенное Всемирным банком исследование показало, что в двух бедных индийских штатах, где финансовая структура в основном контролируется правительством, заемщики платили должностным лицам взятки, достигавшие 8 – 42% размеров их кредитов. Коррупция повышает стоимость всех финансовых трансакций, позволяет проводить незаконные сделки и подрывает доверие клиентов к финансовой системе. Такое положение, а также связанный с этим бич непотизма, объясняют, почему доступ к финансовым услугам в странах с государственным контролем над финансовым сектором еще сложнее, чем там, где этого нет.

Плохие государственные услуги усугубляют положение финансовых фирм. Быстро растущая микрофинансовая структура Индии “SKS” была вынуждена соорудить в одной из офисных комнат систему, которая может функционировать по 2 часа в день; она следит за напряжением в цепи, когда включены компьютеры и может использовать имеющийся под рукой дизельный генератор. Многие другие фирмы просто отказались от идеи обзавестись современной техникой и продолжают использовать бумажную регистрацию. Это делает их уязвимыми. Декабрьское цунами 2004 г. смыло финансовые записи во многих небольших индонезийских банках.

Но не все проблемы объясняются плохим государственным управлением. Фирмы, оказывающие финансовые услуги, не в состоянии восполнить отсутствие базы данных (например, о финансовом положении клиента) или воспользоваться экономией на масштабе производства. Многие вообще не считают, что обслуживание небогатых людей может обеспечить конкурентоспособность бизнесу.

За последние годы, во всяком случае в некоторых регионах мира, такая унылая картина начинает меняться, сначала в области кредита, затем в сфере накоплений и денежных переводов. Постепенно вводится и страхование – и не только жизни, но и, например, страхования домашнего скота и погодных рисков.

Эти перемены привлекают внимание структур, вырабатывающих политику. Стали слышаться заявления, что кредит в состоянии покончить с нищетой. Доклад Всемирного банка, подготовленный Т. Беком, А. Демиргуч-Кунтом и С. Мартинес и опубликованный в октябре 2005 г., свидетельствует о тесной связи между отсутствием доступа к финансам и низкими доходами. Более раннее исследование двух первых авторов и Р. Левина привело к заключению, что прочная финансовая система способствует экономическому росту и в первую очередь выгодна людям с самыми низкими доходами. Более длительное изучение вопроса в Таиланде, проведенное Р. Таунсендом из Чикагского университета и Дж. Кабоски из Университета штата Огайо, показало, что семьи, имеющие доступ к кредитам, инвестируют больше средств, больше потребляют и меньше копят, чем те, у кого нет такого доступа.

Этим микрофинансирование отличается от других видов политики, направленной против бедности, таких как международная помощь и списание долгов, которые спускаются сверху вниз, а не восходят снизу вверх и приводят к неоднозначным результатам.

Исследование, проведенное С. Резерфордом, который возглавляет экспериментальный банк, предоставляющий кредиты и принимающий вклады от населения в трущобах Бангладеш, подтверждает, что бедное население придает огромное значение возможности иметь надежное место для хранения денег и гарантировать себя от рисков либо с помощью накопления, либо, еще лучше, путем страхования. Когда бедным становятся доступны финансовые услуги, они, как и богатые, хватаются за такую возможность.

В каком-то смысле микрофинансирование существует давно. Особую надежду порождает в настоящее время не столько изыскание каких-то абсолютно новых способов предоставления финансовых услуг бедным людям, сколько воздействие быстрых инноваций, происходящих за последние три десятилетия.

Самым старым финансовым учреждением в западном полушарии является ломбард на центральной площади Мехико. Основанный в 1775 г. по указу испанской короны для оказания помощи лицам, испытывающим финансовые трудности, он называется “MontedePiedad”, что переводится либо как “гора милости”, либо как “гора жалости”. Милость или жалость реализуются в виде наличных, выдаваемых под залог драгоценностей. Невыкупленные предметы продаются в помещениях недалеко от основного банковского зала.

Превращая драгоценности в капитал, ломбарды оказывают важную (хотя и недооцененную) услугу, но имеют три недостатка. Они выдают наличные лишь людям, имеющим средства. Их кредиты основаны на стоимости залога, а не на деловых начинаниях. И, наконец, драгоценности, удерживаемые в качестве залога, не могут использоваться для финансирования деловой активности, как это может быть в отношении наличных вкладов.

Существуют два способа найти альтернативу: один – создание развивающимися странами правлений государственных банков, в первую очередь для финансирования бедного сельского населения. Правда, это заканчивается, как правило, полным провалом. Другой –намного более успешный – состоит в привлечении целого ряда организаций для предоставления не гарантированного залогом кредита беднейшим заемщикам. В 1971 г. некоммерческая организация с христианскими корнями “OpportunityInternational” начала выдавать займы в Колумбии. Организация “AccionInternational”, тоже некоммерческая структура, предоставила первый “микрозаем” в 1973 г. “GrameenBank” начал подобную деятельность в 1976 г. и вскоре приобрел особую известность благодаря предложениям “микрокредита” женщинам, объединенным в небольшие группы.

Чтобы получить право на кредит, клиенты “GrameenBank” должны быть очень бедными, зарабатывая менее доллара в день. Для преодоления отсутствия залога и данных о кредитоспособности заемщика, члены группы должны контролировать друг друга на еженедельных собраниях и оказывать разного рода давления для обеспечения выплаты ссуды. Если ссуда погашалась, заемщик мог занимать деньги вновь. Таким образом, группа людей являлась гарантом выплаты, что в ломбардах достигалось с помощью залога. Данная модель не совершенна, однако имеет реальные преимущества и распространилась по всему миру.

Почему эти организации начинали с предоставления кредита? Они исходили из того, что бедные люди не в состоянии накапливать сбережения и очень нуждается в деньгах. Но на этом дело не кончилось. Когда компания “BRI”, обанкротившийся государственный кредитор сельскому населению в Индонезии, трансформировалась в банк для бедного населения, она стала предлагать не только обычные кредиты, но и открытие гарантированных правительством сберегательных счетов без указания минимальной суммы вклада. Это было необычайно успешным начинанием: “BRI” имеет в настоящее время 30 млн. сберегательных счетов.

Однако не всех радует перспектива улучшения финансового обслуживания беднейшего населения. Исламские фундаменталисты подвергли бомбовым ударам отделения “GrameenBank” в Бангладеш и совершили налеты на кредитные учреждения в Индии. Маоисты подвергают разграблению микрофинансовые офисы в Непале. Чиновник, возглавлявший микрофинансирование в Афганистане, был убит, как полагают, наркоторговцами.

Для наркоторговцев Афганистана предоставление кредитов малоимущим – неприятное явление. Ведь для фермеров это – важная альтернатива, так как раньше они были вынуждены разводить опийный мак, не имея иной возможности профинансировать разведение других культур. Для элит на закрытых рынках, возглавляющих неэффективные монополии, кредит увеличивает перспективу конкуренции в бизнесе. Для радикально настроенных мусульман микрофинансирование означает, что женщины, которые в ряде стран составляют большую часть заемщиков, в состоянии заниматься конкурентоспособным бизнесом и стать независимыми. Для населения бедных стран кредит – это социальный взрыв, означающий, что на смену наследственных уз, родственных и семейных связей, идет предпринимательство и возможность проявить способности.

Однако далеко не всегда микрофинансирование приводит к положительному результату. Клиенты замечательного кенийского микрофинансового банка “K-Rep” в небольшом городке на окраине Найроби – люди довольно находчивые, но когда правительство прекратило ремонтировать дороги, убирать мусор и принимать санитарные меры в борьбе с малярией, некоторые не знали, что делать. На территории рынка произошло засорение канализационных стоков, и покупатели перестали его посещать. Мать-одиночка Мария Нжамби, воспитывавшая десятилетнюю дочь, занималась здесь прибыльным бизнесом, продавая фрукты и овощи, используя кредит, полученный от банка “K-Rep”, но ее продукция испортилась, и она не смогла погашать свой кредит. И в этом она не одинока.

Тем не менее, микрофинансовые учреждения заявляют, что несут незначительные потери в виде непогашенных кредитов – 1 – 3% от выданных ссуд, и эти показатели несколько лучше, чем у крупных банков в богатых странах и намного лучше, чем у мощных компаний, выдающих кредитные карты. Учитывая трудности, с которыми сталкивается бизнес в бедных регионах, некоторые критики подвергают сомнению надежность этих цифр. Многие банки, предоставляющие кредиты бедному населению, являются некоммерческими структурами, отчеты которых редко просматривают посторонние лица. Большая часть капитала банков поступает от правительств и меценатов и зачастую не подлежит возврату. Возможно, микрофинансовые учреждения излишне потворствуют своим клиентам. Не исключено, также,что широко распространенные дефолты замалчиваются. По линии исследовательского “проекта Таунсенда-Кабоски” в Таиланде были проверены сотни микрофинансовых учреждений и обнаружено, что в течение 5 лет, предшествующих азиатскому финансовому кризису, 10% из них обанкротились и 1/4 прекратила кредитования.

Так что для сомнений имеются основания, но их еще больше для надежды. Самая большая надежда заключается в огромном прогрессе, достигнутом этой отраслью за последние 30 лет.