Мониторинг кредита: контроль за выполнением условий кредитной сделки
Обеспечение эффективности и надежности осуществления кредитных операций требует от коммерческого банка организации постоянного мониторинга всех стадий реализации кредитного процесса. Проведение мониторинга кредита начинается сразу после предоставления займа клиенту (получение им ссуды). Основная цель, которую ставит банк при осуществлении контроля за ходом кредитных операций, заключается в налаживании эффективной организации кредитного процесса и поиска совершенных механизмов кредитования.
Банковский контроль и управление кредитным процессом - необходимая предпосылка оптимизации системы организации кредитования в коммерческих банках.
В процессе контроля за кредитными операциями особое внимание банк должен уделять таким проблемам: соблюдение принципов кредитования (целевой направленности, обеспеченности, срочности); выявления проблемных кредитов и разработка мероприятий по ликвидации задолженности; анализ качества и структуры кредитного портфеля банка в целом; контроль кредитного риска; мониторинг кредитного рынка и разработка мер по расширению участия в нем банка и т.д. Требование относительно своевременности и полноты погашения кредита неотделима от вопроса постоянного контроля за размером и качеством полученного обеспечения. Банк осуществляет контроль за целевым использованием займа, ведь кредит предоставляется только для целевого финансирования конкретного хозяйственного проекта или коммерческой операции. За невыполнение или ненадлежащее выполнение принятых на себя в соответствии с кредитным договором обязательств виновная сторона возмещает другой стороне все причиненные последней в связи с этим убытки, а также оплачивает штрафы, пени, неустойки, предусмотренных условиями кредитного договора.
Контроль за кредитными операциями - чрезвычайно важен, поскольку кредитная деятельность коммерческих банков не является централизованно регламентировано. Банки самостоятельно определяют порядок привлечения и использования средств, проведение кредитных операций, установки уровня процентных ставок и комиссионных вознаграждений. Банки отвечают по своим обязательствам перед клиентами всем принадлежащим им имуществом и средствами.
С целью регулирования кредитной сферы, как в западных странах, так и в Украине Центральный банк ограничивает сумму кредита, которая может быть предоставлена одному заемщику (см. раздел 3). Это позволяет избежать чрезмерной концентрации кредитов и снизить кредитный риск.
Только строгий контроль за кредитным процессом в целом позволяет обеспечить безопасность, надежность и прибыльность кредитных операций коммерческих банков. Отсюда вытекают два правила, которые являются важными для успешной кредитной деятельности любого банка: 1) каждый банк должен иметь свою систему мониторинга кредитных операций, 2) кредитный контроль должны осуществлять наиболее квалифицированные и опытные сотрудники банка.
Как в экономическом, так и в юридическом аспектах на первое место в коммерческих банках выходит задача обеспечения внутреннего контроля за соблюдением банковских инструкций и положений о проведении кредитных операций.
Для эффективного контроля за выполнением условий кредитного договора экономисты кредитного отдела банка формируют и ведут "кредитное дело" каждого заемщика в разрезе конкретной ссудной операции. В кредитное дело подшиваются все документы, касающиеся этой кредитной операции. Кредитные работники банка должны проверять правдивость и достоверность отчетной и другой бухгалтерской и учетной документации заемщиков. Для мониторинга вчасности погашения заемщиком задолженности по кредиту кредитные работники банка составляют на основе срочных обязательств перечень сумм платежей за сроками. Используя этот список, они контролируют полноту погашения данных платежей.
В случае несвоевременного погашения долга по ссудам и уплаты процентов (комиссий), при отсутствии договоренности об отсрочки погашения кредита, банк имеет право на применение штрафных санкций в размерах, предусмотренных договором. Многоразовая пролонгация ссуды негативно сказывается на ликвидности ссудного портфеля банка и увеличивает кредитный риск. Как исключительное решение проблемы безнадежных кредитов коммерческий банк может рассматривать процедуру банкротства заемщиков.
Банк должен обязательно принимать меры по предотвращению безнадежным долгам. Методы, используемые в этом случае, могут быть самыми разнообразными. Но всегда необходимо осуществлять тщательный контроль и изучение каждой кредитной операции и каждого кредитного счета на предмет возможных убытков.
Профессиональным долгом кредитных работников является выявление на ранних этапах кредитного процесса признаков зарождения финансовых трудностей у заемщиков и принятия соответствующих мер по защите экономических интересов банка. Результатом усиления контроля над кредитными операциями коммерческого банка являются позитивные изменения в целевой направленности ссуд, оптимизация сфер вложения кредитных ресурсов, получение дополнительных гарантий относительно обеспечения погашения кредитов, улучшения отдельных компонентов и в целом системы организации кредитного процесса и др.
Важное экономическое и юридическое значение мониторинга кредитных операций в современной банковской практике Украины связано со злоупотреблениями, которые часто имеют место при выдаче займов. Кредитные отношения стали в условиях кризисной экономики одним из наиболее уязвимых мест для криминальных посягательств. Наиболее распространенным способом получения незаконных кредитов является создание фиктивных коммерческих фирм (организаций) без намерения заниматься хозяйственной деятельностью. Такие организации "самоликвидуються" после получения банковского кредита. Имеют место также случаи получения кредитов незаконным путем с помощью преступного сговоре недобросовестных заемщиков с представителями банка. Понятно, что эти кредиты с самого начала ориентированы на невозвращение.
Порядок осуществления мониторинга кредитных операций должен быть закреплен в банковских инструкциях и положениях о кредитовании.