Экономическая сущность лизинга и история его развития

Первые лизинговые компании в ведущих европейских странах, занимающих сегодня первые места по объему лизинговых операций, появились в самом начале 60х гг.

Несмотря на повсеместное распространение лизинга в мире, единого международного общепризнанного понятия этой правовой конструкции в настоящее время не существует. Это связано как со сложным и неоднозначным содержанием, отражаемым этим термином, так и со страновыми различиями в правовых базах и системах отчетности.

В литературе имеют место определения лизинга как вида предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств; как формы, промежуточной между кредитованием и прямым инвестированием; как специфической формы финансирования капиталовложений в основные фонды; как специфического вида долгосрочной аренды; как специфической формы кредита; как покупки в рассрочку, а также как комплекса имущественных отношений.

Термин "лизинг" происходит от английского глагола "to lease" и характеризует экономико-правовые отношения, действия сторон, складывающиеся по поводу сдачи имущества внаем или в аренду.

Раскрытие сущности лизинговой сделки восходит к далеким временам Аристотеля (384/383-322 до н. э.). Именно ему принадлежит название одного из философских трактатов в "Риторике": «Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности». Иными словами, чтобы получить доход, хозяйственнику совсем не обязательно иметь в собственности какое-то имущество, достаточно лишь иметь право пользоваться этим имуществом и в результате получать доход.

Имеются свидетельства, что одно из первых документальных упоми­наний о практически проведенной лизинговой сделке относится к 1066 году, когда герцог Нормандии, ставший вскоре английским королем Вильгельмом I Завоевателем (William the Conqueror), арендовал у норманд­ских судовладельцев корабли для вторжения на Британские острова и ведения войны с войском короля Гарольда II. В результате, за две недели два больших флота втор­жения (один норвежский, а другой нормандский) достигли берегов Англии. Каждый из флотов по тем временам был очень внушительным. Однако ни норвежский король (тогда конунг) Гардрада, ни нормандский герцог не обладали необходимым экономическим потенциалом для финансирования такой дорогостоящей кампании. Вот почему для получе­ния необходимого количества судов, экипажей и снаряжения использовалась особая форма аренды — лизинг.

В 40-е годы XIX века в Великобритании в связи с развитием промышленности, увеличением производства различных видов оборудования возросло количество товаров, сдаваемых в лизинг. Особую роль в этом сыграло развитие железнодорожно­го транспорта и каменноугольной промышленности.

Первая в мире зарегистрированная лизинговая компания – Birmingham Wagon Company была основана 20 марта 1855 года в Бирмингеме (Англия). Эта компания сдавала в лизинг на срок в 5 – 8 лет железнодорожные вагоны для перевозки угля и различных минеральных ресурсов.

У нас в стране с арендными отношениями, имеющими схожесть с лизингом, познакомились во время второй мировой войны, когда в 1941-1945 годах по ленд-лизу (lend-lease) осуществлялась поставка, в основном, американской, а также английской и некоторой канадской техники.

Считается, что первым акционерным общест­вом, для которого современные лизинговые операции стали основным видом деятельности, является созданная в 1952 году в Сан-Франциско известная американская компания "United States Leasing Corporation".